Михаил Врубель


Сегодня будет второй рассказ из рубрики «Арт-терапевтические разборки». И посвящён он Михаилу Врубелю. 


Всё его творчество пропитано тревогой и душевной болью. Об этом можно судить, даже не зная его биографии: и по цветовой гамме, и по фигурам и позам людей, по глазам его персонажей и, конечно, по «каменистой» технике исполнения.


Но, если мы посмотрим на картины, анализируя события из жизни художника, то всё встанет на свои места. К сожалению, у Михаила Врубеля была тяжелая судьба, сложный творческий путь с непринятием и отвержением его публикой, который закончился тяжелым психическим состоянием. 
Я не искусствовед, а арт-терапевт. Поэтому мне интересно исследовать творчество художника со стороны его психического здоровья и наблюдать, как внутренние процессы и жизненные трудности отражались в картинах.

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ

«Из длинной вереницы прошедших передо мною людей, душевный спектр которых разложила болезнь, его спектр был самый богатый и самый яркий, и этот спектр показал до неоспоримости ясно, что это был художник-творец, всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, — он все дышит; пока дышал Врубель, — он все творил» 

Воспоминания Ф.А. Усольцева. Врач-психиатр, лечивший Врубеля

ДЕТСТВО И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К БОЛЕЗНИ


У Михаила Врубеля была "богатая" наследственность: дед по отцу страдал алкоголизмом, дед по матери был подвержен маниакальным приступам, сестра перенесла острое депрессивное состояние и временный паралич. 


Михаил рос слабым, болезненным ребенком, ходить начал только в три года. Еще в школьные годы родные и соученики нередко отмечали особую задумчивость молодого Михаила, отрешенность, поглощенность какими –то мыслями. Казалось,не видел ничего вокруг, как бы отсутствовал. Очевидно поэтому в гимназии получил прозвище «философ». Дома его называли «молчуном».  Отец замечал перепады настроения сына и волновался: «опять ты впал в свое оцепенение» (Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Изд. Искусство. Ленинград, Москва,1963). 


С годами его характер становится более оживленным. 
Учеба давалась легко, его увлекали литература, философия (особенно Канта), история и музыка. Еще с ранних лет будущий художник отличался способностью к языкам и богатой фантазией. 


Резкие перепады настроения начались у Врубеля в 18 лет. Приступы «оцепенения» сменялись излишней активностью. Иногда он ощущал в себе сильные приливы энергии, которые приводили к новым потокам идей. По-видимому, отмечают авторы исследований о психологическом аспекте творчества Врубеля, — этим и объяснялась склонность оставлять начатые произведения незаконченными.
 

«КАМЕНИСТАЯ» ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Узнаваемая манера крупных мазков, вероятно, появилась после реставрации собора святой Софии в Киеве, где он имитировал мозаику отдельными мазками кистью. Т.е он по отдельности вырисовывал каждый кусочек смальты, имитируя мозаику.
После этого и появилась его каменистая техника, в которой он потом изобразил Демона.


* Как человек, который рисует маленькими отдельными точками скажу, что отдельные мазки, точки или пятна — это яркий символ тревоги))
 

Там же в Киеве он пережил безответную любовь к Эмилии Праховой, жене своего работодателя. Он даже наносил себе увечья, чтобы заглушить боль от неразделенной любви. «…Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались…» — говорил он своему другу художнику Константину Коровину. 


Он даже изобразил свою возлюбленную в образе Богоматери с младенцем
 

Однажды, художник уехал на «похороны» отца, который оказался живым и здоровым. Присутствовавший при обсуждении этого случая профессор психиатрии И. А. Сикорский тогда заявил: «Да¸ это весьма опасные признаки надвигающегося безумия…»

 

ОДИНОЧЕСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ

XIX век – это единая художественная и эстетическая модель, в которую Врубель, к сожалению, не мог вписаться. 
В те времена художники рисовали в одной стезе, на общие темы, в похожих манерах. Что сложно отнести к творчеству Врубеля, который технически сильно отличался от своих коллег.


Он предвосхитил искусство XX века, где общая художественная модель распадется и каждый художник будет создавать свой собственный мир. К сожалению, мир Врубеля был не понят его современниками.
Этот конфликт с современностью и художественной жизнью он пронёс через всю свою жизнь.
 

НАЧАЛО БОЛЕЗНИ

Нарастающие слабость, раздражительность, повышенная психическая утомляемость, нарушения сна — всё это предвестники начавшегося нейросифилиса; то, что происходило с Михаилом в период между 1900 и 1902 годами.


При этом Врубель много работает в это время и создаёт целую серию из «сказочного цикла»
 

Искусствовед Петр Суздалев указывал, что все это, в том числе и «Демон», — примеры здорового творчества, но уже отразившие изменения в душевном состоянии художника. Вероятным доказательством этого может служить выбор цветовой палитры. «Врубель создал свою симфонию траурных лиловых, звучно-синих и мрачно-красных тонов» — говорит Бенуа. «В лиловом цвете нет улыбки» — Гёте.

БОЛЕЗНЬ РЕБЁНКА

В 1901 году у Врубеля родился сын Савва. Это событие также оказало сильное влияние на душевное состояние художника. У малыша была «заячья губа»
Когда ребенку исполнилось полгода Врубель написал его портрет, не скрывая изъяна, с которым родился ребенок.

 

На мой взгляд, в этом портрете Врубель отразил своё глубочайшее чувство тревоги, которое проживал сам. Обратите внимание на увеличенные глазки ребёнка
 

ДЕМОН ПОВЕРЖЕННЫЙ

Врубель снова вернулся к образу демона, стоя за мольбертом по 14 часов. 
Это огромное полотно было написано в маленьком помещении с искусственным освещением. И когда Врубель привез эту работу на выставку в большой зал, эта работа померкла. 


После этого Врубель окончательно потерял покой.

В мастерской эта работа сверкала. Но при естественном освещении выставки все цвета померкли. Он приходил на выставку каждый день и переписывал картину прямо там.
Потом люди скажут, что демон издевался над Врубелем.

БОЛЕЗНЬ

Чуть позже Врубель так страшно запил, что жена с ребенком уехали от него, а самого Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу 1-го Московского университета. Это произошло 10 февраля 1902 года 
Там он объявил себя императором. 


Известный психиатр В. Бехтерев на основе анализов и тестов диагностировал «прогрессивный паралич» — патологию, возникающую в качестве осложнения сифилиса. Согласно принятым в то время методам лечения, Михаил Врубель стал получать препараты ртути.


Врубель лечился в разных клиниках. После приступов мании величия наступали припадки самоуничижения
Во время лечения Врубель много рисовал. Ему было запрещено использовать масляные краски – в ход шли только карандаши.

3 мая 1903 умер сын Савва в возрасте младше 2 лет. С тех пор угасание Врубеля было не остановить. Но иногда, в моменты творчества он выглядел абсолютно здоровым, озарение приходило к нему вспышками.


В 1904 -1905 годах Михаил Врубель дважды лечится в частной клинике врача-психиатра Ф.А. Усольцева. Теплое, «семейное» отношение, устроенное доктором Федором Арсеньевичем, благотворно сказалось на здоровье Врубеля. 
 

В это время он прекратил поиски композиции и почти исключительно отдался работе с натуры, создал много карандашных рисунков, автопортретов. И во время ремиссии создал удивительную «Жемчужину» (1904), где снова раскрыл свой дар «видеть в реальном фантастическое».

В том же году Врубель году пишет «Шестикрылого серафима» (Азраила) — потрясающую картину, выполненную яркими, «жгучими» красками.

В последние годы он стал терять зрение и его психика стала успокаиваться. Он стал спокойным, погрузившись во внутренние галлюцинации. Перестал есть мясо, а потом и вовсе стал отказываться от еды.


Он повторял, что устал жить, хотел «принять бы цианистого калия и уснуть летаргическим сном». В таком состоянии Врубель работал над портретом поэта В. Брюсова — последнее, что он смог написать.
 

Художник умер 14 апреля 1910 года, заболев пневмонией. По предположению его сестры, он умышленно простудился, стоя под форточкой.

ДИАГНОЗ

Окончательный диагноз болезни Врубеля стал причиной для дискуссий именитых психиатров, лечивших художника. Основным заболеванием считался прогрессивный паралич, а сопутствующим — биполярное расстройство. При этом доктор Ф. Усольцев полагал именно форму позднего нейросифилиса и маниакально-депрессивный психоз, а профессор Ф. Рыбаков — циркулярную форму прогрессивного паралича, при котором и наступает ранняя слепота.


Доктор Усольцев, длительно наблюдавший Врубеля в разные стадии болезни, утверждал, что «его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить… Он умер тяжко больным человеком, но, как художник, он был здоров и глубоко здоров». 


По цветовой грамме, увеличенным глазам, грубым штрихам и мазкам мы можем наблюдать проявления болезни и переживаний Врубеля, но мастерство художника не подверглось ее влиянию. В этом сходятся все мнения исследователей жизни и болезни Михаила Врубеля.
 

Лайкать, комментить и репостить эту рубрику обязательно)))

Как вам рассказ?)

Делитесь впечатлениями и переживаниями в комментариях 👇🏻

Источники:

 

http://vrubel-world.ru
https://bigpicture.ru
https://artchive.ru/publications /3276
http://wroubel.ru
https://moskvichmag.ru
Михаил Врубель. Заметки врача