Акварельная бумага. Виды и особенности.

Выбор бумаги, пожалуй, один из самых сложных процессов в работе с акварелью!)

Правда, мне иногда кажется, что проще изучить саму технику акварели, чем разобраться какие бывают виды бумаги, чем они отличаются и какая лучше. А все эти непонятные слова и сокращения вроде satin, HP или Torсhon доводят до истерики. Когда приходишь в магазин и видишь целый стенд с акварельной бумагой, начинается мучительный выбор, чаще всего наугад.) А на вопрос консультанта: "Какого состава и тиснения вам нужна бумага?", хочется убежать, потому что ты понятия не имеешь о чем он говорит. Да и ты всего лишь цветочки задумал нарисовать, зачем нужно какое-то тиснение! Знакомо?) Тогда давайте разбираться вместе.

Признаюсь честно, я только недавно окончательно разобралась в отличиях и тонкостях. Я пока еще не перепробовала всех производителей, но зато знаю, что именно мне нужно и теперь не страшно покупать лист или склейку бумаги с новым названием. Наоборот, это превратилось в некий квест и игру, в которой я с любопытством специально покупаю новую для меня бумагу, чтобы узнать чем она хороша или что ее не стоит брать в будущем!)

Итак, давайте по порядку изучим самые важные характеристики и качества акварельной бумаги.

1. Первое, что нужно знать о бумаге – это состав.

Чаще всего по составу акварельную бумагу делят на хлопковую и целлюлозную.

Хлопковая бумага очень мягкая. Она хорошо держит влагу и позволяет работать в несколько слоев. Это очень полезное свойство, например, для ботанической иллюстрации или для портретов, где сама тема подразумевает многослойность. Краска проникает внутрь бумаги и как бы пропитывает ее. Поэтому цвет может становиться немного бледнее при высыхании. Это нужно учитывать и брать цвет на кисть чуть ярче! Это сложно, но все приходит с опытом). Работа на хлопковой бумаге чем-то напоминает рисование по ткани. Кто хоть раз пробовал работать в технике батик, сразу вспомнит свои ощущения и поймет о чем  я говорю.

На упаковке или этикетке хлопковая бумага чаще всего обозначается «100% cotton» или просто “cotton”. Я пользуюсь хлопковой бумагой – Arshes и Canson Moulin du Roy.

Бумага из целлюлозы как-будто покрыта тонкой пленкой. Она очень хорошо держит цвет, в отличии от хлопка. С ней очень удобно работать и не нужно брать много воды, цвет хорошо растекается по бумаге. Но ее особенность заключается в том, что краску можно размыть, даже после высыхания. То есть, если вы хотите рисовать в несколько слоев, то первый слой будет размываться, когда вы начнете наносить следующий слой! А еще она очень быстро сохнет.

Эта бумага лучше подходит для приема аля-прима, нежели для техники лессировки. Если на упаковке не написано «cotton» или что-нибудь о составе, значит вероятнее всего эта бумага из целлюлозы.

Моя любимая бумага из целлюлозы Canson Montval.

Также бывает «микс» хлопка и целлюлозы, но я бы не советовала ее брать. Какие сюрпризы могут произойти в ходе работы с этой бумагой мне неизвестно. Но это только мое мнение. У каждого свои предпочтения и вкусы.

2. Второе, что нужно обязательно знать о бумаге - текстура.

Акварельная бумага бывает трех видов:

Hot Pressed (HP) – Satin – гладкая, мелкое зерно
Cold PressedGrain Fin – средняя фактура
RoughTorchon – c выраженной фактурой

Бумага с фактурой Hot Pressed (горячего прессирования) называется так, потому что во время производства ее пропускают и прессуют через горячие металлические целиндры. У нее очень глядкая и мягкая поверхность. Она хорошо подходит, например, для ботанической иллюстрации и позволяет прорабатывать мелкие детали. Глядя на упаковку бумаги ищите обозначения “HP” или “satin”. Эти обозначения подскажут вам, что бумага с мелким зерном.

Эта фактура на любителя, т.к она очень гладкая, что не всегда приходится по вкусу. Нужно один раз попробовать и все станет ясно!

Бумага с фактурой Cold Pressed называется так, потому что во время производства ее пропускают и прессуют через холодные цилиндры (валики) и поэтому появляется легкая текстура на поверхности.

Бумага с такой фактурой универсальная. Она хорошо подойдет почти для всех техник и жанров: ботаническая иллюстрация, пейзаж, натюрморт, портрет.

 

Бумага с фактурой RoughTorchon имеет очень грубую и явную текстуру. При производстве ее просто высушивают, без дальнейшего прессирования.

Эта бумага подойдет для больших работ, пейзажей и таких мотивов, которые основаны на работе с фактурой, а не мелкими деталями. На ней хорошо экспериментировать с разными материалами и инструментами, например, работать сухой кистью или крупными мазками.

 

Важно понимать, что на бумаге с такой явной и грубой текстурой, будет очень сложно проработать мелкие детали. Однажды я купила лист бумаги с текстурой Torchon, чтобы нарисовать сирень. Тогда я не знала что мне будет сложно не то, что сделать мелкие детали, а провести тонкую и ровную линию) Пришлось покупать бумагу satin и все переделывать. Вот что получилось.

 

Обратите внимание на края бутонов сирени на рисунке слева. Текстура бумаги очень глубокая и кисть не может провести ровную линию, т.к кончиком попадает в каждую "ямку" на бумаге. Из-за этого получаются очень "рваные" края.

3. Не менее важно обращать внимание на плотность бумаги.

Она обозначается граммами на квадратный метр (г/кв.м) и бывает 185, 300, 640 и даже 800 г/кв.м. Чем плотнее бумага, тем она более устойчива к многослойной работе, вытираниям, работе сухой кистью и т.д.

Самая распространенная плотность 185 и 300 г/кв.м. Тонкую бумагу можно натягивать на планшет, так с ней удобней работать. Самая плотная бумага 640 и 800 г/кв.м будет похожа на картон.

Я чаще всего пользуюсь плотностью 185 (натягиваю на планшет) и 300 г/кв.м. 

4. Акварельная бумага бывает разных оттенков: снежно-белая, белая или нежно-кремовая.

Обычно цвет бумаги указывают на упаковке.

Бумага продается в разном виде: в рулонах, отдельно листами, в склейках разных размеров. Мне нравится вариант в склейках или полистно. Но здесь нет каких-то правил или ограничений, выбирайте то, что ближе вам.

Также учитывайте где будете работать. Например, на пленэр лучше взять бумагу в склейке, т.к она более компактная и так ее удобно переносить, а также маловероятно, что она помнется.

Бумагу в рулонах лучше брать, если вы любите большие или нестандартные размеры.

Как читать упаковку бумаги. Нам нужно понимать все обозначения, когда мы покупаем ту или иную бумагу. Покажу наглядно на примере склейки бумаги Canson Moulin du Roy.

Когда покупаешь бумагу листами, чаще всего возникает вопрос: какая сторона лицевая?)

На дорогой и профессиональной бумаге, типа Arshes, Canson и т.д. можно работать с двух сторон. Но, по идее, лицевая сторона та, на которой вы можете прочитать название бумаги в виде водяного знака (обычно находится в нижнем углу), т.е логотип должен читаться не в зеркальном виде, а как обычно слева направо. Но обязательно поэкспериментируйте и порисуйте на другой стороне.

Названия самых популярных брендов, которые  используют большинство художников: Arches (Франция), Canson (Франция), Saunders Waterford (Великобритания), Fabriano (Италия), Bockingford (Великобритания), Hahnemuhle (Германия), Fontenay (Франция)

 

Мои самые любимые бренды на сегодняшний день– Arches, Canson (Montval, Moulen da roy), Saunders Waterford, Fabriano (Artistico)

Ну вот, рассказала все, что знаю про акварельную бумагу. Надеюсь, что эта статья будет полезной и теперь вам будет легче выбрать нужную бумагу!)

Если остались какие-то вопросы, смело задавайте, я постараюсь ответить)

Буду рада вашим комментариям, репостам и сердечкам)

Приятного творчества!

Все фотографии в блоге сделаны мной специально для моего блога и сайта, если не указан другой источник. Источники изображений всегда подписаны в публикации с активной ссылкой. Использование материалов блога: тексты, фотографии, видео, возможно при наличии активной ссылки на источник.